Гибридный АКБ плюсы и минусы

Рано или поздно с необходимостью замены аккумуляторной батареи сталкивается каждый владелец автомобиля. По причине широкого разнообразия аккумуляторов (источники питания бывают кальциевыми, свинцовыми; обслуживаемыми и необслуживаемыми), многие автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора подходящей АКБ.

Сегодня все чаще можно встретить аккумуляторы с маркировкой Hybrid. Это гибридные аккумуляторы, которые благодаря своим конструктивным особенностям и техническим характеристикам набирают все большую популярность. В данной статье мы рассмотрим, что представляет собой гибридный аккумулятор, каковы его преимущества и недостатки, чем батарея гибридного типа отличается от других видов аккумуляторов. Также мы разберем особенности обслуживания таких источников питания, расскажем, как правильно заряжать гибридный аккумулятор, чтобы обеспечить длительную и бесперебойную работу автомобиля.

Что такое источник питания гибридного типа?

Автомобильные гибридные АКБ – разновидность источников питания, которые изготавливаются по особой методике, основанной на применении электролитных свойств таких химических элементов, как сурьма и кальций. Суть гибридной технологии заключается в том, что положительные электроды изготавливаются из сурьмы, а отрицательные – из кальция. Сурьмянистые пластины обеспечивают устойчивость аккумулятора к глубоким разрядам и увеличению пускового тока, а свинцово-кальциевая составляющая способствует снижению саморазряда и испарению дистиллированной воды из АКБ. Кроме того, пластины с кальцием отличаются ячеистой структурой, что обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики источников питания данного типа.

Помимо кальция и сурьмы, в состав решеток входят легирующие элементы. Такое сочетание компонентов позволяет увеличить срок службы аккумуляторных батарей и снизить коррозию.

Чем отличаются гибридные АКБ от кальциевых и малосурьмянистых аккумуляторных батарей?

Данный вид аккумуляторов представляет собой синтез кальциевой и малосурьмянистой технологий. Чтобы понимать отличие гибридных АКБ от других типов аккумуляторных батарей, следует разобраться в конструктивных и эксплуатационных особенностях каждого из них.

Сурьмянистые аккумуляторы

Внутри пластин таких источников питания находится металл сурьма, благодаря которому АКБ устойчива к глубоким разрядам и не нуждается в большом количестве электролита. Сурьмянистые аккумуляторы относятся к обслуживающим технологиям, что обусловлено интенсивным кипением АКБ при полном заряде. Чтобы банки источника питания не разрушились, а пластины не оголились, необходимо каждые 6–7 дней контролировать уровень электролита в батарее. Обслуживание сурьмянистых аккумуляторов требует определенных навыков и умений, поэтому новичкам данный вид АКБ использовать не рекомендуется.

Кальциевые аккумуляторы

Источники питания из кальция относятся к новым технологическим типам аккумуляторных батарей. Они имеют высокие пусковые токи и работают при незначительном количестве электролита. Такие типы устройств практически не нуждаются в обслуживании, что обусловлено конструктивными особенностями пробок в банках (они герметичны и не откручиваются). В состав пластин АКБ входит не только кальций, но и серебро, что обеспечивает уменьшение внутреннего сопротивления и быстрый заряд. К недостаткам относят высокую стоимость и необходимость зарядки по циклическому типу. Также кальциевые аккумуляторы неустойчивы к глубоким разрядам.

Гибридные аккумуляторы

Источники питания данного типа относят к малообслуживаемым АКБ. Отрицательные электроды в них изготовлены из кальция, а положительные – из сурьмы. Подобное сочетание двух технологий делает гибридные аккумуляторные батареи более функциональными и практичными.

Главное отличие гибридных АКБ от других источников питания – устойчивость к глубокому разряду и высокие стартерные токи. Они не так сильно кипят, как кальциевые, да и стоят в два раза дешевле.

Какие плюсы и минусы гибридных АКБ?

В отличие от других источников питания, гибридные аккумуляторы имеют ряд преимуществ:

  • продолжительный срок эксплуатации;
  • низкое потребление воды;
  • маленький саморазряд;
  • высокие показатели устойчивых стартерных токов;
  • устойчивость к глубоким разрядам.

Положительные качества гибридных батарей достигаются благодаря синтезу двух технологий, которые используются для изготовления внутренних пластин. Пластины из кальция меньше подвержены коррозии, что позволяет сохранить заряд аккумулятора на длительное время. Также использование подобной технологии позволило снизить уровень электролита и минимизировать разложение воды. 

Среди недостатков гибридных аккумуляторов выделяют их высокую цену и необходимые навыки для их обслуживания.

Как правило, преимущества перевешивают все недостатки, поэтому большинство автовладельцев выбирают именно этот тип аккумуляторных батарей.

Особенности выбора гибридного аккумулятора

При выборе подходящего источника питания следует обратить внимание на его маркировку, которая указана на корпусе АКБ. Последняя буква в маркировке отображает информацию о потреблении воды.

  • N – нормальный расход воды;
  • L – минимальное потребление жидкости;
  • VL – очень низкий расход.

Модели с маркировкой VRLA оснащены регулирующим клапаном. Благодаря данной информации владельцы автомобилей смогут оценить простоту обслуживания гибридной батареи, а также понять, как часто нужно будет заливать в нее воду.

Специфика обслуживания и сроки службы гибридной АКБ

В среднем срок эксплуатации гибридных аккумуляторов составляет 7–8 лет. Продолжительность работы источников питания зависит от стиля вождения, исправности электрической системы и климатических условий. Также на работоспособность батарей влияет правильное и своевременное обслуживание источника питания. Чтобы обеспечить аккумулятору длительную и бесперебойную работу, необходимо следить за количеством и плотностью электролита. Для удобства большинство моделей оснащены специальными отметками или индикаторами, что облегчает процесс контроля уровня кислоты. Если уровень электролита низкий, нужно добавить дистиллированной воды. Особо тщательно за аккумулятором нужно ухаживать летом. В жаркие дни вода из электролита выкипает значительно быстрее, нежели в зимний период. Также для обеспечения длительной бесперебойной работы АКБ следует выполнять периодическую чистку пластин.

Десульфатация аккумуляторов

Со временем в результате взаимодействия электролита и свинца на любой батарее появляется белый налет. Процесс избавления от сульфатов свинца называют десульфатацией. Для очистки аккумулятора от налета можно использовать несколько методов:

  • выполнение слабых и коротких зарядов-разрядов;
  • использование специальных химических растворов, которые заливаются в банку;
  • разборка аккумулятора и чистка пластин.

Последний способ десульфатации требует определенных знаний и умений. Если вы не знаете, как правильно разбирать аккумуляторную батарею, данный метод лучше не использовать.

Для очистки пластин от налета методом коротких зарядов-разрядов используется зарядное устройство. Сначала проверяется уровень электролита внутри источника питания. При низких показателях кислоты нужно долить дистиллированную воду. Затем на аккумуляторе нужно выставить напряжение в 14,2 вольта с током в 1 ампер, подсоединить источник питания к зарядному оборудованию и оставить на 8–10 часов. После того как напряжение возрастет до 10 вольт, батарею нужно отсоединить от зарядки и оставить на сутки. После этого источник питания снова подключается к зарядному устройству на 6–8 часов. При этом ток нужно увеличить до 2,5 ампер. Если вышеперечисленные действия были выполнены правильно, плотность электролита возрастет до 1,12 грамм на кубический сантиметр, а напряжение увеличится до 12,8 вольт.

После этого можно приступать к выполнению десульфатации путем мощного разряда. К примеру, можно на автомобиле включить дальний свет и оставить его включенным до тех пор, пока показатели напряжения не снизятся до 9 вольт. После этого вышеперечисленные действия нужно еще раз повторить.

Как заряжать гибридный аккумулятор?

Источники питания гибридного типа не нуждаются в цикличной подзарядке, как кальциевые аккумуляторы. Для зарядки аккумуляторных батарей можно использовать устройства с автоматическими программами или ручными настройками.

Если вам нужно быстро подзарядить батарею, необходимо использовать мощный ток. При этом максимальное напряжение не должно быть больше одной десятой общей емкости устройства. Ток лучше подавать в 2 ампера. Банки должны быть полностью заполнены электролитом. Если для подзарядки вы используете программируемое зарядное устройство, вы сможете увидеть, как идет заряд. Обычные ручные зарядные устройства сигнализируют о процессе заряда лампочками. Во время заряда сила тока постепенно падает, а напряжение – увеличивается. После того как батарея будет полностью заряжена, следует посмотреть в банки. В них должны появиться небольшие пузырьки. 

Использовать постоянный ток для подзарядки не рекомендуется. Это приведет к закипанию банок и нагреванию пластин. В результате вода из электролита испарится, а концентрация кислоты – увеличится. Правильная и своевременная подзарядка позволит не только обеспечить бесперебойную работу гибридного аккумулятора, но и увеличить его эксплуатационные характеристики.


Возврат к списку