Как выбрать аккумулятор для автомобиля. Чек-лист из 6 пунктов

Не ошибиться в выборе аккумулятора для своего автомобиля можно, если купить такой же, какой изначально был установлен на заводе-изготовителе. О том, как приобрести гарантированно новый, полностью заряженный аккумулятор, читайте на странице «5 вещей, о которых нужно знать при покупке аккумулятора». Здесь же приводятся рекомендации по выбору конкретного аккумулятора с учётом марки/модели, технического состояния и условий эксплуатации авто.

Главные критерии выбора аккумулятора:

1. Ёмкость батареи

Ёмкость батареи – важнейший параметр, который определяет возможности АКБ, показывая, сколько времени она сможет питать подключенную нагрузку. Измеряется в ампер-часах (A•ч). Чем выше показатель, тем дольше аккумулятор способен работать без подзарядки. Бо́льшая ёмкость особенно важна при высоком потреблении во время простоя, при поломках авто, а также при значительном количестве электрооборудования. Практически все автомобили сегодня оснащаются электроприводом, аудиосистемой, сигнализацией, штатной навигацией, системами ABS и т.д. Логично, что чем больше электрики в авто, тем большей должна быть ёмкость батареи – это позволит снизить риск разряда АКБ при высоком потреблении.

  • К сведению. Необходимая ёмкость аккумулятора определяется требованиями двигателя. Самые мощные батареи нужны, как правило, дизелям.
  • Как сэкономить. Не переплачивайте за бо́льшую ёмкость, если того не требуют характеристики авто. «Больше» не означает «лучше». Автовладельцам иной раз кажется, что батарея, изначально установленная и рекомендованная изготовителем, «слабовата». Тогда как на практике оказывается, что дело в стартере или в износе батареи.

2. Стартовый ток (он же пусковой ток или ток холодной прокрутки)

Стартовый ток – максимальная сила тока, которую отдаёт АКБ за короткий промежуток времени – для того, чтобы запустить двигатель авто. Так, для запуска двигателя среднестатистической «легковушки» требуется примерно 255-270 Ампер. Рекомендованное значение пускового тока обычно указывается производителями на батареях. Брать аккумулятор с меньшими показателями не советуем.

В зависимости от технических характеристик и условий эксплуатации авто рекомендуем покупать АКБ с таким же, либо бо́льшим значением. Потому что стандартный аккумулятор рассчитан на эксплуатацию при t +27°С. В большинстве регионов России такая температура устанавливается на 2, от силы 3, месяца. Тогда как 5 месяцев в году держится устойчивый минус. При t -18°C аккумулятор теряет до 60% заявленной мощности! Поэтому автовладельцам, проживающим в холодном климате, лучше выбирать АКБ с показателем стартового тока выше, чем того требует производитель.

3. Размеры и тип подключения клемм (полярность)

Несмотря на то, что размеры аккумуляторов плюс-минус идентичны, найдётся немало производителей (особенно среди японцев), которые делают батареи без оглядки на общепринятые стандарты. Поэтому покупая новую АКБ, на всякий случай, замерьте старую или не стесняйтесь уточнить у продавца, подойдёт ли выбранная батарея для вашей модели автомобиля.

Что касается клемм, то и тут не всё так стандартно, как кажется. В зависимости от того, как расположены токовыводы, аккумуляторы бывают:

  • с прямой полярностью (слева направо: «+», «–»)
  • с обратной полярностью (слева направо: «–», «+»)

Что будет, если перепутать клеммы? Самое страшное – спалите что-нибудь из электрооборудования. Заодно и новую АКБ. В «лайтовом» варианте может попросту не хватить длины провода для правильного подключения.

4. Тип обслуживания

По типу обслуживания аккумуляторы делятся на:

  • обслуживаемые (в них предусмотрена возможность замены повреждённых банок, что позволяет спасти батарею даже после короткого замыкания. Но служат такие АКБ недолго и используются, в основном, как временное решение)
  • малообслуживаемые (самый распространённый тип АКБ, в которых можно доливать или заменять электролит в случае необходимости)
  • необслуживаемые (не предполагают никакого вмешательства извне, однако, и служат дольше остальных – 6-7 лет)

5. Вид АКБ

Во времена Советов автовладельцы не знали никаких других батарей, кроме сурьмянистых (Sb). При достижении заряда в 12,7 V в таких АКБ начинается бурный электролиз, сопровождающийся таким же бурным испарением воды. С сурьмянистых батарей в народ вошло выражение «если аккумулятор закипел, значит, полностью зарядился». Такие АКБ давно не устанавливаются. Им на смену пришли малосурьмянистые, которые кипят не так сильно. Но технологии не стоят на месте и сегодня существуют куда более практичные альтернативы сурьмянистым АКБ.

  • Кальциевые (Ca/Ca). Первым значимым шагом к популяризации необслуживаемых батарей стало добавление в пластины кальция вместо сурьмы. Вода в кальциевых АКБ практически не испаряется, поэтому и корпусы таких аккумуляторов часто делают неразборными. Для увеличения ёмкости и пускового тока некоторые производители добавляют в кальциевые батареи серебро (что, конечно же, увеличивает стоимость).
  • Гибридные (Sb/Ca или Ca+ или Hybrid battery). Всем хороши кальциевые АКБ, но стоят дорого. В попытках сделать качество доступнее производители стали выпускать гибридные батареи. На одной пластине такого аккумулятора – сурьмянистый (точнее, малосурьмянистый) свинец, на другой – кальций. Гибридные батареи уступают кальциевым, но несравнимо лучше сурьмянистых.
  • AGM – аккумуляторы, батареи в которых построены на абсорбирующих стеклянных матах. Стеклоткань удерживает электролит внутри, не давая ему растечься или испариться. Отличаются повышенной ёмкостью и длительным сроком эксплуатации (до 10 лет!), выдерживая больше 200 циклов полного разряда. Однако 1 AGM-аккумулятор может стоить как 3 хороших кальциевых, что многих заставляет задуматься над рентабельностью и целесообразностью покупки.
  • GEL – аккумуляторы, в которых между комплектами свинцовых пластин залит не электролит, а силикагель, обволакивающий пластины со всех сторон и увеличивающий, таким образом срок эксплуатации АКБ. Гарантийный срок службы гелиевых аккумуляторов – 5 лет. Многие из них «ходят» по 15-20 лет, выдерживая 400 циклов полного разряда.

К сведению. GEL-аккумуляторы – рекордсмены по отдаче пускового тока! Если AMG выдают 500-700 Ампер, то гелиевые – 700-1000!

6. Здравый смысл

Заниматься «улучшайзингом» можно бесконечно. Но сегодня все производители автомобилей дают рекомендации автовладельцу, в том числе и относительно выбора подходящего аккумулятора. В идеале при выборе батареи лучше руководствоваться именно рекомендациями производителя – это поможет избежать множества ошибок и убережёт от дополнительных затрат.


Возврат к списку